НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в отраслях ТЭК является основой повышения эффективности функционирования энергетического сектора страны.
Научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе опирается на современные достижения и прогноз приоритетных направлений фундаментальной и прикладной отечественной и мировой науки в энергетической сфере. Развитие фундаментальных исследований - важнейшее условие создания новых высокоэффективных технологий в энергетическом секторе российской экономики.
Приоритетами государственной научно-технической и инновационной политики в отраслях ТЭК в прогнозируемый период являются:
• воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку и прикладные разработки, модернизацию экспериментальной базы и системы научно-технической информации;
• создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, направленной на коренное обновление производственно-технологической базы ТЭК, ресурсосбережение и улучшение потребительских свойств продукции топливно-энергетического комплекса;
• совершенствование всех стадий инновационного процесса, повышение востребованности и эффективности использования результатов научной деятельности;
• защита прав на результаты научно-технической деятельности;
• использование потенциала международного сотрудничества для применения лучших мировых достижений и вывода отечественных разработок на более высокий уровень;
• сохранение и развитие кадрового потенциала и научной базы, интеграция науки и образования.
Для достижения указанных приоритетов научно-технической и инновационной политики необходимо:
• выявление и экономическая поддержка перспективных направлений научно-технической и инновационной деятельности и критических технологий в ТЭК с учётом их прогнозируемой эффективности и мировых тенденций. Реализация указанных направлений осуществляется через федеральные целевые научно-технические и различные инновационные программы и проекты;
• организация системы государственного учёта и контроля за реализацией результатов научных исследований и экспериментальных разработок в энергетической сфере, а также совершенствование информационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий в отраслях ТЭК;
• финансирование фундаментальной науки в энергетической сфере, направленной на поиск принципиально новых путей эффективного обеспечения энергетических потребностей;
• содействие разработке и внедрению новых эффективных экологически безопасных технологий добычи, производства, преобразования, транспорта и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе технологий использования новых источников энергии, традиционных и нетрадиционных (газогидраты, тяжелые нефти и битуминозные сланцы, метан угольных месторождений и др.) ресурсов углеводородного сырья.
Важным направлением исследований является поиск и освоение принципиально новых технологий бестопливной (углеводородной) энергетики:
• определение возможности использования термоядерной энергии в мирных целях;
• развитие водородной энергетики;
• развитие ядерной энергетики на быстрых реакторах;
• создание приливных электростанций;
• повышение коэффициента полезного действия солнечных преобразователей;
• создание химических источников тока.
Особое значение для качественного обновления энергетики имеют фундаментальные разработки в области высокотемпературной сверхпроводимости, позволяющие разрешить ряд важных проблем, таких, как создание токоограничителей, накопителей электроэнергии, сооружение сверхпроводящих линий электропередачи для осуществления вводов электроэнергии в крупные города.
Создание сверхпроводниковых накопителей энергии позволит повысить надежность и бесперебойность энергоснабжения при авариях в энергосистемах. Кроме того, электротехническое оборудование, выполненное с использованием сверхпроводимости (криогенные генераторы, кабели), позволит в 2 - 3 раза сократить потери при производстве и передаче электроэнергии. Фактически речь может идти о принципиально новой электроэнергетике.
Механизмами реализации государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в ТЭК являются:
• создание экономических условий для разработки новых технологий и оборудования за счет всех источников финансирования;
• формирование целевых научно-технических и инновационных программ;
• разработка системы определения и контроля реализации приоритетных направлений инновационной деятельности и критических технологий в ТЭК (в том числе с использованием находящих все более широкое применение в разных странах отраслевых карт технологического развития);
• укрепление и развитие консолидированных отраслевых источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, концентрация бюджетных и внебюджетных средств в целях реализации крупных инновационных проектов;
• организация в системе ТЭК федеральных центров науки и высоких технологий, связанных с разработкой и внедрением наиболее перспективных технологий;
• разработка системы вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научно-технической деятельности в ТЭК.
В целях реализации приоритетов научно-технической политики в ТЭК предусматривается:
• усиление государственной финансовой поддержки и контроля за соблюдением государственных интересов при разработке и реализации федеральных целевых программ, их переориентация на обеспечение стратегических задач развития ТЭК;
• разработка принципов экономического стимулирования внедрения новых прогрессивных наукоемких технологий, материалов и оборудования;
• проведение инвентаризации научных организаций в энергетическом секторе;
• создание целостной нормативно-правовой базы инновационной деятельности в энергетике, включая вопросы защиты прав авторов и правообладателей интеллектуальной собственности, а также привлечения иностранных инвестиций в отечественную инновационную сферу;
• создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры.
Необходимым условием реализации указанных важнейших направлений научно-технической политики в отраслях ТЭК является сохранение и развитие кадрового потенциала в научной и научно-технической деятельности. Для этого должно быть обеспечено:
• повышение престижа и привлекательности научно-технической деятельности;
• создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий;
• обеспечение взаимосвязи подготовки научных кадров по номенклатуре и объёму и потребности в кадрах при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
• повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации.
Важной задачей в области международного научно-технического сотрудничества должно стать создание благоприятных условий и механизмов для его развития. Для этого потребуется:
• государственная поддержка международного сотрудничества и международной кооперации в целях реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
• развитие научных и научно-технических связей со странами -участниками Содружества Независимых Государств.
Реализацию направлений научно-технической и инновационной политики в отраслях ТЭК предусматривается осуществлять в соответствии с программами развития указанных отраслей.
X. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
Основные общеэкономические результаты
В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития страны, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах и повышение конкурентоспособности продукции ТЭК и его услуг на мировом рынке.
Основные ожидаемые результаты при этом характеризуются следующим:
• предусматривается двукратное снижение удельной энергоемкости валового внутреннего продукта и соответствующий рост энергоэффективности экономики (доля потребляемых энергоресурсов в распределенном валовом внутреннем продукте снизится с 22 процентов в 2000 году до 13 - 15 процентов в 2020 году);
• наиболее эффективным путем будет обеспечено удовлетворение внутренних энергетических потребностей страны в первичных топливно-энергетических ресурсах (рост спроса на них в 2020 году по сравнению с 2000 годом составит 27 - 40 процентов при росте валового внутреннего продукта в 2,3 - 3,3 раза);
• предусматривается умеренный рост в 2001 - 2020 годах среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения (в 2,3 - 2,4 раза) при опережающем увеличении доходов населения (в 3,4 - 3,7 раза);
• ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 году возрастет в 1,5 раза с увеличением на одну треть налоговых поступлений в бюджеты государства при снижении доли ТЭК (как капиталоемкого и энергоемкого комплекса) в промышленном производстве с 30 процентов в настоящее время до 25 - 26 процентов в 2010 году и 18 - 20 процентов в 2020 году при опережающем росте наукоемких и перерабатывающих секторов с низкой энергоемкостью;
• экспорт энергетических ресурсов может возрасти к 2020 году на 45 - 64 процентов, что соответствует требованиям устойчивости платежного баланса страны, укрепления ее экономического положения и влияния.
Поэтапное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей инфраструктуры позволит обеспечить постепенную рационализацию топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности организаций ТЭК.
Намеченная до 2006 года динамика цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий приведет к незначительному росту (на 5 - 8 процентов) удельного веса энергоресурсов в затратах на производство и реализацию продукции энергоемких отраслей промышленности и позволит сохранить инфляцию на определенном в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации уровне.
Прогнозируемый рост внутреннего и внешнего спроса на энергоносители и требуемое для его удовлетворения развитие энергетического сектора определяют следующие ориентировочные уровни инвестиций до 2020 года, которые в дальнейшем могут уточняться с учетом реальных потребностей в энергоносителях:
• в газовой отрасли – от 170 до 200 млрд. долларов США (с учётом 35 млрд. долларов США на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд. долларов США на реализацию программы освоения месторождений полуострова Ямал). Эти средства будут формироваться за счет инвестиций открытого акционерного общества "Газпром" и независимых производителей газа;
• в нефтяном комплексе – около 230 - 240 млрд. долларов США (собственные средства нефтяных компаний и инвесторов);
• в электроэнергетике – 120 - 170 млрд. долларов США, в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей 100 - 140 млрд. долларов США, из которых 25 - 35 млрд. долларов США на атомные электростанции и 20 - 30 млрд. долларов США на развитие электрической сети (собственный капитал электрических компаний, средства инвесторов, а по атомным и гидроэлектростанциям, а также федеральной сетевой компании - тарифные источники);
• в угольной промышленности – около 20 млрд. долларов США (средства инвесторов, собственный капитал частных угольных компаний и средства федерального бюджета);
• в теплоснабжении – около 70 млрд. долларов США (средства региональных и муниципальных бюджетов, тарифные источники и средства инвесторов);
• в энергосбережении – 50 - 70 млрд. долларов США (региональные фонды энергосбережения, бюджеты всех уровней, средства инвесторов, тарифные источники).
Общий объём капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического сектора может составить от 260 до 300 млрд. долларов США в 2001 - 2010 годах и от 400 до 510 млрд. долларов США в следующее десятилетие. По оценкам, доля ТЭК в общих инвестициях в экономику страны составит 33 - 35 процентов в 2001 - 2005 годах, уменьшится до 31 - 33 процентов в 2006 - 2010 годах и до 20 - 24 процентов к 2020 году.
Рост капиталовложений в энергетический сектор, в том числе значительный приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики как благодаря росту заказов на их продукцию и услуги, так и вследствие накопления капитала в обрабатывающих отраслях экономики.
Таким образом, предполагаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, соответствуют основным направлениям социально-экономического развития страны.
Система реализации Энергетической стратегии
Проблема реализации Энергетической стратегии заключается в недопущении такого развития событий в энергетическом секторе, которое противоречило бы основным положениям, принципам и механизмам государственной энергетической политики.
Предлагаемая система реализации Энергетической стратегии исходит из следующих принципов:
• взаимосвязанное осуществление двух процессов – воплощения в жизнь основных положений государственной энергетической политики и конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию энергетики;
• создание механизма мониторинга Энергетической стратегии, использующего показатели результативности государственной энергетической политики и позволяющего оценивать влияние важнейших осуществляемых и планируемых мероприятий на изменение указанных показателей;
• выделение на каждом этапе реализации Энергетической стратегии важнейших целевых ориентиров и концентрация основных имеющихся ресурсов на их достижении.
Система реализации Энергетической стратегии предусматривает:
• включение в план действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию Энергетической стратегии;
• разработку системы показателей результативности государственной энергетической политики;
• корректировку федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года, рассматриваемой в качестве одного из важнейших инструментов реализации Энергетической стратегии;
• формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга Энергетической стратегии с использованием государственного информационного ресурса.
Система мониторинга Энергетической стратегии предусматривает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в ТЭК и реализацией государственной долгосрочной энергетической политики, а также получение оперативной информации для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений в целях предупреждения негативных тенденций, влияющих на энергетическую безопасность страны.
По результатам мониторинга в Правительство Российской Федерации ежегодно должен представляться доклад о ходе реализации Энергетической стратегии.
Доработка и уточнение Энергетической стратегии должны осуществляться не реже чем один раз в 5 лет.
|
|
|