Главная » Файлы » Все об аккумуляторах |
27.01.2016, 01:20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тестирование Ni-MH аккумуляторов АА форм-фактора Целью данного исследования не является "обличение" производителей во лжи, оно призвано лишь выявить обычно скрытые от потребителя реальные параметры доступных Ni-MH аккумуляторов. Выводы каждый читатель свободен делать совершенно отличные от автора исследования... Тестирование производилось с помощью зарядного устройства - анализатора La Crosse BC-900, зарядного устройства - анализатора Maha MH-C9000 а также специально разработанного тестера для измерения внутреннего сопротивления аккумуляторов и ХИТ (химических источников тока, батареек в простонародье). Немного о тестере. Анализ международного рынка показал, что в данном сегменте даже китайский конь не валялся и лишь в самых "продвинутых" устройствах используется измерение внутреннего сопротивления маломощной гармоникой на чатоте 1кГц, аналогично измерению емкости, что, с моей точки зрения, является лишь очень слабым приближением к оценке внутреннего сопротивления аккумулятора или ХИТ в реальных условиях эксплуатации. Исходя из изложенного выше за основу измерения внутреннего сопротивления была разработана иная методика, моделирующая реальную ситуацию. Количество циклов измерения может быть иным и понятно, что чем их больше, тем выше точность измерения. Данная методика с двумя циклами измерения была умельцем Ильей воплощена сначала в виде принципиальной электрической схемы, а позднее и в железе: вид сверху, вид снизу с открытым корпусом. Вернемся к измерениям. Сопротивление у полностью заряженных аккумуляторов измерялось при импульсной нагрузке в 1А (в дальнейшем собираюсь увеличить до 2А, поскольку есть рации и пр. устройства, которые потребляют в импульсе существенный ток). Заряд производился током 1000мА, разряд - 500мА до напряжения 0.9В. Тренировка осуществлялась с помощью "фирменного" режима REFRESH, в ходе которого La Crosse BC-900производит циклы заряда-разряда до тех пор, пока не прекратится увеличение емкости аккумулятора. Измерение остаточного заряда также производилось в режиме REFRESH на первом цикле разряда. Часть 1 Тестирование в нормальных условиях (23-25°С) Таблица 1. Характеристики аккумуляторов после 30 дней хранения:
* Внутреннее сопротивление на постоянном токе полностью заряженного Ni-MH аккумулятора (Internal Resistance DC, fully charged) приблизительно в 2.5 раза больше внутреннего импеданса аккумулятора на частоте 1кГц (Internal Impedance at 1000Hz), который так любят указывать в документации производители, хотя последний параметр не так актуален, как первый. (Компании Energizer и Varta параметр Internal Resistance DC в документации обычно указывают, в отличии от других производителей). В связи с тем, что аккумуляторы Sanyo Superlattice Alloy Technology HR-3U 2500 за 30 дней хранения потеряли весь запасенный заряд, было произведено дополнительное тестирование данных аккумуляторов с меньшим интервалом хранения. Таблица 2. Характеристики аккумулятора Sanyo Superlattice Alloy Technology HR-3U 2500 после 5 суток хранения (аккумулятор тот же, что и в тестировании после 30 дней хранения):
* Налицо сильная деградация емкости аккумулятора, которую не спасает даже повторно проведенная тренировка (емкость после вторичной тренировки упала с 2510мАч до 2340мАч).
Таблица 3. Характеристики аккумулятора Sanyo Superlattice Alloy Technology HR-3U 2500 после 10 суток хранения (аккумулятор тот же, что и в тестировании после 30 дней хранения):
* Налицо сильная деградация емкости аккумулятора, которую не спасает даже повторно проведенная тренировка (емкость после вторичной тренировки упала с 2550мАч до 2430мАч).
Таблица 4. Характеристики аккумуляторов после 60 дней хранения (аккумуляторы из той же упаковки, но не те, что использовались в тестировании после 30 дней хранения):
В моем случае наиболее важной характеристикой аккумулятора является низкий саморазряд. И, согласно этому критерию, не только относительная величина остаточного заряда максимальна у Ansmann maxE, не сложно видеть, что через срок, больший 2-х месяцев и абсолютная величина остаточного заряда у него будет выше, чем у лидеров тестирования - La Crosse Tech 2400 и Ansmann Digital Professional 2700. Соответствие же реальной емкости заявленной и практически отсутстующее уменьшение "раскаченой" емкости после длительного хранения ставит Ansmann maxE в один ряд с таким качественным аккумулятором, как La Crosse Tech 2400 (очень жаль, что производитель последнего остался неизвестным). И так мы видим нового чемпиона - это Sanyo Eneloop HR-3UTG! Кроме высочайшей "сохранности" заряда, они обладают минимальным внутренним сопротивлением и минимальной деградацией емкости. Приведенные графики наглядно показывают, что в большинстве своем, аккумуляторы меньшей емкости обладают значительно меньшим саморазрядом (как абсолютным, так и относительным), и после длительного хранения у аккумулятора с меньшей реальной емкостью, величина его остаточного заряда может быть выше. Таким образом подтверждается теоретическое высказывание: "Подбор металлгидридных материалов, улучшающих водородные связи и уменьшающих коррозию сплава, позволяет уменьшить скорость саморазряда, однако при этом снижается энергетическая плотность аккумулятора (емкость при заданном объеме)". И наоборот. Аккумуляторы GP 270AAHC 2700, GP 250AAHC 2500 (не говоря уже про Sanyo HR-3U 2500) можно однозначно отнести к браку, поскольку после первого измерения через 30 суток, наклон кривой остаточного заряда не только не уменьшается, а увеличивается еще больше, что совершенно не свойственно Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторам, у которых основной саморазряд происходит в течении первых суток прошедших после заряда. С целью проверки заявленного свойства аккумуляторов Ansmann maxE, что они продаются полностью заряженными, и, косвено, оценки саморазряда (поскольку с момента производства до моего тестового эксперимента прошло наверняка более 2-х месяцев), я достал из упаковок 8 новых аккумуляторов Ansmann maxE и разряжал их с помощью зарядного устройства - анализатора Maha MH-C9000 током 500мА и 1000мА. Разряд происходил до напряжения 1В, что с практической точки зрения незначительно занижает результаты анализа по сравнению с разрядом до 0.9В, особенно при высоких значениях разрядного тока (0.5С) и с учетом того, что при разряде до напряжения 1В Ni-MH аккумулятор и так уже отдал 99% своей энергии. Таблица 5. Оценка "заряженности" аккумуляторов Ansmann maxE:
Спустя некоторое количество времени у меня появились долгожданные Sanyo Eneloop, которые также как и Ansmann maxE относятся к Ni-MH аккумуляторам с низким саморазрядом. И естественно, с целью оценки их заряженных свойств они также были подвергнуты тестированию. Таблица 6. Оценка "заряженности" аккумуляторов Sanyo Eneloop:
Результат меня не сильно воодушевил, но не будем списывать со счетов факт времени изготовления аккумуляторов - 06.2005, что наверняка больше, чем у Ansmann maxE (к сожалению на корпусе отсутствует дата изготовления аккумуляторов Ansmann maxE, так что о дате производства сужу по косвеным признакам). Часть 2 Тестирование в экстремальных климатических условиях Теперь перейдем к испытаниям в суровых климатических условиях. Посмотрим, как ведут себя "аккумуляторы-чемпионы" при отрицательных температурах. Для меня, как любителя зимних походов, этот показатель является крайне важным. Перед тестированием аккумуляторы заряжались током 1000мА с помощью зарядного устройства - анализатора La Crosse BC-900. Измерение остаточного заряда производилось с помощью зарядного устройства - анализатора Maha MH-C9000 при разрядном токе 500мА и 200мА. Разряд происходил до напряжения 1В, что с практической точки зрения незначительно занижает результаты анализа по сравнению с разрядом до 0.9В, с учетом того, что при разряде до напряжения 1В Ni-MH аккумулятор отдал 99% своей энергии. Перед разрядом аккумуляторы охлаждались в течении 6-12 часов в морозильной камере современного No-Frost холодильника. Контроль температуры осуществлялся с помощью бытового термометра. Разряд осуществлялся в тех же условиях морозильной камеры при той же температуре. Maha MH-C9000 немного покрывался инеем, ЖК монитор "тормозил", но сам прибор честно выдержал испытания холодом :). Таблица 7. Характеристики аккумуляторов при отрицательных температурах. Разряд током 500мА:
Видя, какой большой разброс емкости наблюдается при -20°С у Ansmann maxE, было принято решение провести дополнительное длительное тестирование при меньшем нагрузочном токе в надежде увидеть более стабильные параметры у аккумуляторов. Тем более что нагрузочный ток в 200мА больше соответствует нагрузочному току большинства походной электроники, включая навигаторы GPS, которые во время работы всегда "мерзнут" снаружи. Таблица 8. Характеристики аккумуляторов при отрицательных температурах. Разряд током 200мА:
Некоторая стабильность результатов наблюдается. Выборки с большим количеством аккумуляторов можно продолжать и дальше. Однако мне проведенного исследования вполне достаточно, чтобы знать о том, что в длительный поход, а тем более зимой, брать необходимо только Sanyo Eneloop HR-3UTG и ничего другого. О физике данного явления можно гадать долго (Sanyo использует "хитрый" не замерзающий электролит или еще что-то), но факт есть факт - Sanyo Eneloop HR-3UTG лучшие из тех, что я держал в своих руках. И это не смотря на то, что согласно документации рабочий температурный диапазон у Sanyo Eneloop HR-3UTG от 0 до 50°С а у Ansmann maxE - от -20 до 65°С :). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1161 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |